Центр возрождения семейных традиций ХОРОВОДИМ.РУ

Основные праздники летнего цикла были приурочены к дням летнего солнцестояния (22-24 июня) и солнцеворота (24-25 июня). Природное событие летнего солнцеворота (25 июня по старому стилю – 7 июля по новому) в православном календаре известно как рождество Святого Иоанна Предтечи, Иванов день или День Ивана постного, поскольку через неделю после Троицы начинается Петров пост, длившийся до Петрова дня (12 июля по новому стилю).
Лето для нас сегодня – это время отдыха, у детей – каникулы, у взрослых – отпуска. Раньше было наоборот. лето для Земли и для Людей – это время активной работы. И работа была не только физическая. После того как в землю заброшено зерно, и оно дало всходы, человек не теряет связи с Землей и Небом, связи с Творцом. Просьба о дожде и тепле, избавление от сорняков и насекомых – все это требует и духовного, и физического труда. А для этого надо соблюдать себя в «чистоте» во время активной работы, если хочешь получить хороший результат. Это время Петровского Поста, и время рождества Иоанна Предтече, святого самой строгой жизни, полностью подчиненной своей духовной задаче.
Согласно Евангелию, праведные родители Святого Иоанна Крестителя – священник Захария и Елисавета, жившие в городе Хевроне, достигли старости, но не имели детей. Елисавета была не плодна. Однажды Святой Захария совершал богослужение в иерусалимском храме и увидел Ангела Гавриила. Он сказал, что у Захария родится сын – предтеча Мессии, его следует назвать Иоанном. Захария усомнился, и в наказание был поражен немотой до исполнения сказанного. Так все и случилось.
После рождества Иисуса Христа и поклонения волхвов царь Ирод повелел убить всех младенцев. Услышав об этом, Святая Елисавета убежала с сыном в пустыню и скрывалась в пещере. Святой Захария исполнял свое священническое служение. Его убили в храме за то, что он не выдал сына. Елисавета умерла через 40 дней. Отрок Иоанн, охраняемый ангелом, жил в пустыне, питаясь «рожками» и диким медом, до того времени, как вышел на проповедь о покаянии и крестил господа Иисуса Христа.
В половине июня полуденное солнце достигло высочайшей точки на небе и в таком положении оставалось некоторое время – летнее солнцестояние. Затем, достигнув полного проявления своих творческих сил, оно поворачивало на зимний путь, потеряв свою царственную власть над природой, свою живительную силу; и начинало медленно, все ниже и ниже, спускаться по небесной горе. Дни постепенно шли на убыль. Вся природа, как бы чувствую свою близкую старость, спешила жить полной жизнью! Последний месяц куковала кукушка, последнюю чудную песню пел соловей. Это поворот солнца, деливший год на 2 половины, летнюю и зимнюю, издревле сопровождался особым праздником.
Древние Русичи почитали своего Бога Купалу, очищались и лечились в этот день огнем и водой, соединялись с природой. Собирали целебные травы. Все в этот день ликовало от силы света, а человек чувствовал себя частицей природы. Для наших предков это был день, наполненный любовью ко всему живому, а Природа-мать тоже одаривала их своей силой и нежностью, помогала жить в радости.
Когда Русь приняла крещение, 2 праздника слились в один, и Иоанна Предтеча стали называть Иваном Купалой. Огонь и вода – главные силы на этом празднике. Корни глаголов «купать» (быть в воде) и «кипеть» (от огня) соединились в имени Славянского божества Купалы. Но есть и еще версия, Купала от слова «купа» – куст, сноп старых растений и трав, из которых делали чучело Купалы и сжигали его в конце праздника.

Традиции на праздник Ивана Купала

Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нем принимало участие все население, причем традиция требовала активного включения каждого во все обряды, особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев.
Характерной чертой Ивана Купала стали многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром.

Иван Купала – хорошие травы.
Иванов день пришел – траву собирать пошел.

В день Купалы праздничным цветком считался Иван-да-Марья; у него два цветка синего и желтого цвета (огонь и вода, мужское и женское) – Цветок Купалы, Ивановский цветок. Травы и цветы, собранные в Иванов день, высушивали и сберегали, почитая более целебными, нежели собранные в другое время. Ими лечили больных, боролись с нечистью, бросали в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнией, употребляли их и для разжигания любви, и для «отсушки».
Одним из главных героев растительного мира становился в Иванов день папоротник, с которым связывались предания о кладах. Это единственное растение, не имеющие цветка, т.е. души.
Горели костры, неслись от них по берегу реки зажженные колеса – символические знаки Солнца, показывая поворот Солнца на Зиму. На рассвете с шутками, притворными плачами и песнями сжигали чучело Купалы. Божество выполнило свою миссию, ибо брошенное в Землю зерно проросло и дало всходы, поэтому Купала (куст) может и должен умереть до следующей весны.
Сильное Солнце, сильная Вода, сильная Земля, и сильный Человек, входя в контакт с природой, берет у нее силы для завершения летних работ. Православный Иоанн Предтече дает этому времени строгость, чистоту и ответственность, Славянский Купала – радость работы и жизни. Не в этом ли соединении и есть «Золотая середина», гармония нашей жизни и работы.

Петров день

С Петрова дня (12 июля) в трудовой жизни сельского населения начинается сенокос. К нему особенно готовились. девушки шили новые покосные рубахи. Песней сопровождалась работа: пели лирические и трудовые песни, где прославляли солнце, природу, растительность.
Со дня Казанской иконы Божьей Матери (21 июля) или Ильина дня (2 августа) ходили смотреть «хлеба» – приближалась пора жатвы зерновых культур.

Расскажите о статье своим друзьям:
Авторский семинар "Ключ к сердцу"
День семьи, любви и верности

Добавить комментарий