Центр возрождения семейных традиций ХОРОВОДИМ.РУ
Народные праздники осени

Осень время сытное, привольное, но и работы здесь хватает: сбор урожая, подготовка к зиме, время свадеб и молодежных гуляний.
Вслушаемся в слово У-рожай – Рождение плодов Земли. И рожать, и помогать в родах женское дело, поэтому, в сборе урожая, в заготовке плодов прежде всего участвуют женщины, а покровительствует им Пресвятая Богородица – так много ее праздников осенью – Успение, Рождество, Покров. В октябре рождество Славянской богини Лады; день Покрова Фаты Девы Зари, дочери Солнца. В ноябре день особенно почитаемой женщинами Святой Параскевы Пятницы – покровительницы женских домашних работ и рукоделий, а предшествовал ей образ Мокоши.
Жатва начинается после явления иконы Казанской Богородицы 21 июля, и первые снопы жнут женщины, у которых больше всего детей. Жнут пшеницу серпами и только женщины, хотя это считается самой тяжелой работой страда. А последний сноп собирают молодые, еще не рожавшие женщины, чтобы им родить так же легко, как земля рожает.
Начало осеннего цикла в народном календаре связано с праздниками – Успением пресвятой Богородицы и Тремя Спасами.
Успение – старинное название кончины, смерти. В этот день поминают умерших. В христианских легендах рассказывается о том, что после распятия Христа Богородица поселилась в доме Иоанна Богослова, любимого ученика Иисуса Христа, и жила там до своей кончины. Ко времени ее успения в доме собрались все апостолы. Сошедший с небес Иисус Христос забрал душу Богородицы. Потом тела и душа Девы Марии соединились, и она вознеслась на небо.
В народе Богородицу назвали Госпожою, а день Успения – Госпожин День или Госпожинки, Спожинки, Дожинки – эти слова созвучны тем, что означают окончание жатвы. Был такой обряд  на Дожинки: небольшую часть колосьев на поле оставляли несжатой. Колосья по особому связывали, пригибая к земле, или плели из колосьев венок, не срезая их: «Богородице косица – для урожая на будущий год». Из колосьев получалась либо «коса», либо «борода»; их украшали, завивали, потом срезали серпом в полном молчании. Дожиночный сноп был «именинником», он опоясывался красной лентой, иногда из него делали куклу, наряжали в кумачовый сарафан, украшали бусами, кокошником. Часто дожиночный сноп вносили в дом и хранили весь год.
Успение считалось последним летним днем. Вечером в избах впервые «вздували» огонь – зажигали лучину, лампу или свечу, и садились при свете ужинать. До 8 сентября продолжалось «бабье лето» – очень короткий теплый промежуток времени, который напоминал лето. С Успением крестьяне начинали солить огурцы, грибы, рубить капусту для квашения.
Широкое распространение осенью имели трудовые праздники – помочи; для участников – помощников хозяева устраивали угощение. Праздники сопровождались песнями, играми, танцами. Наиболее веселыми были молодежные помочи в рубке капусты – «капусники».

Расскажите о статье своим друзьям:
Творческие каникулы "Осенний калейдоскоп"
Народные праздники осени. Продолжение

Добавить комментарий