Центр возрождения семейных традиций ХОРОВОДИМ.РУ
Украшение березы

Следующий праздник, о котором мы будем говорить, древний праздник Земледельческого народа, глубоко связанного с Землей – это Семик (седьмой четверг после Пасхи), он не противоречит Святой Троице, но по времени, по датам и по самому Духу является его предтече.
Прекрасные, благословенные дни мая и начала июня издревле признавались посвященными богине весны – Живе – и чествовались общенародными игрищами.
Плодотворящая сила солнечных весенних лучей и дождевых ливней, ниспадающих с небесного свода, возбуждает производительность земли, и она, согретая и увлажненная, растит травы, цветы, деревья и дает пищу человеку и животным. Это естественное для всех явление природы послужило источником древнейшего мифа о брачном союзе Земли и Неба. Летнее Небо обнимает Землю в своих горячих объятиях, как невесту или супругу, рассыпает на ней сокровища своих лучей и вод, Земля становится чреватой и несет плод, или, по народному выражению, «принимается за свой род». «Не земля родит, а небо», – выражает пахарь пословицей то, что без влияния благоприятных условий, посылаемых небом, земля бессильна дать урожай.
Семик – седьмой четверг после Пасхи, открывал сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих союз земли и неба. «Придет Троица, Земля раскроется» – говорили в старину, т.е. родит. Художественные образы весны в мифологическом народном сознании связывались с биологическим существом, от которого зависело рождение плода, но выращиванием (воспитанием) его занималось лето.
Семик и Троица считались девичьими праздниками, хотя в них принимали участие и молодые женщины. Особую роль играли девушки, впервые выходившие в хоровод. Для них это был своеобразный обряд «инициации» – переход из девочек в девушки. К выходу в хоровод готовились, учились танцевать. Так. по информации старожилов села Сосновый Солонец на Самарской Луке, на трех общественных площадках у села танцевали кадрили из 12 коленец, их следовало выучить, первый раз выходя на гуляния с молодежью.
В Семик девушки шли в лес «завивать» березу, сплетая березовые прутья в венки, обвивая их лентой. При этом пели песни, водили хороводы:

Становились по кругу,
Поклонились Семику;
Ой-лю, ой, лю-лю,
Березоньку я завью.

Березка – символ богини красоты, юности, девичества. Все, растущее на земле: травы, цветы, деревья – на древнем поэтическом языке назывались волосами любви. Как подруги убирают голову невесты перед свадьбой; так девушки украшают власы земли перед брачным пиром и радуют ее девичьими хороводами. Парней от этих хороводов гоняли, они ждали девушек у околицы.
Венки оставляли на березах на 3 дня – до Троицы. Рано утром в Троицын день девушки, одетые в «новинку» (сшитую для праздника одежду), собирались и шли их смотреть. С собой несли продукты для яичницы и каши. Прежде всего бежали к венкам – по ним определяли жизнь на предстоящий год; если венок зеленый, не завял – все будет хорошо, при наличии желтых листьев можно было ожидать каких-то неприятностей (болезни, ссоры, расставание с любимым).
Особую тему в троицкой обрядности представляло «кумление»: две девушки, решившие покумиться, обменивались друг с другом небольшими подарками и целовались через венок. С этого времени на целый год они становились самыми близкими подругами – кумушками.
В Троицу весь день молодые гуляли около берез: на кострах варили кашу, жарили яичницу «вскладчину», водили хороводы, пели хороводные песни. К вечеру срезали венки с берез, шли по селу к водоему (река, озеро), распевая лирические песни. Венки опускали в воду, определяя свою судьбу на год.
Одну украшенную березку срубали и несли в деревню, с песнями проносили ее по селу, втыкали на околице и начинали водить вокруг нее хороводы. Наряженная, опетая, накормленная, прославляемая в течение нескольких дней, березка должна была отдать всю свою силу начинающему зеленеть полю (ее забрасывали в середину поля), способствовать урожаю и благополучию людей.
Все дома в селе украшались березками и ветвями, травами, как на Рождество – елями.
В этом древнем празднике мы также видим слияние начал, энергий – Земли, Неба, Человека в Любви. А хранительницей любви всегда была женщина, девушка – символ чистоты. Поэтому и праздники весенние были девичьими. И даже обряды кумления – дружения девушек были направлены на сохранение в межличностных отношениях чистоты, пресечения соперничества и слишком сильного выделения собственной красоты и самости – создание пространства дружбы и любви.
Всему этому придало большую глубину и понимание Христианская трактовка Святой Троицы.
Любовь становится необходимым условием не только межличностных отношений, но и отношений Земли – Неба – Человека, Человек – Земля, Человек – Труд. Любовь является единственным критерием успешного Труда, благополучной жизни.
И завершает троицкий цикл праздников Духов День (1 июня), по христианским канонам сошествие Святого Духа на Землю. Для крестьянина – именины Земли, так как Божественную любовь и энергию человек, работающий на Земле, получает через урожай, как благословение и награда Творца.

Расскажите о статье своим друзьям:
Детский досуговый клуб
Музыкальный вечер "Имя твое – Россия"

Добавить комментарий